Диетология, похудение, снижение веса

Лекарственные средства для снижения веса: Показания и применение

Лекарственные средства помогают снижать вес определенным группам людей, однако это никоим образом не «волшебные пилюли»

Препараты для снижения веса лучше всего действуют в сочетании с программой оптимизации образа жизни и требуют тщательного контроля со стороны врача.

Кому следует применять лекарственные средства для снижения веса

Подходы к изменению образа жизни, призванные помочь людям, страдающим от избыточной массы тела или ожирения, строятся на здоровой низкокалорийной диете и повышении физической активности. Они представляют собой первоочередные и наиболее важные шаги при лечении ожирения. К сожалению, многим людям трудно сбросить вес и еще труднее поддерживать его впоследствии. Более трети всех американцев сегодня страдают от ожирения, которое определяют как индекс массы тела (ИМТ) от 30 и выше.

Иногда для помощи в снижении веса людям, страдающим ожирением, и которые не смогли добиться потери или поддержания веса посредством диеты, физических упражнений или поведенческой терапии, используются лекарственные средства. Иногда препараты для снижения веса выписывают людям с ИМТ от 27 до 30, если у них имеются другие проблемы со здоровьем, такие как сахарный диабет, повышенный уровень холестерина, заболевания сердца, повышенное артериальное давление или синдром обструктивного апноэ во сне. Применение лекарственных средств в сочетании с изменением образа жизни помогает достичь лучших результатов в снижении веса.

Как следует применять препараты для снижения веса

Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США одобрено несколько препаратов для длительного лечения (более 3 месяцев). Все они обладают побочными эффектами и поэтому требуют тщательного контроля врача. Вообще же, если после полного курса лечения за 3 месяца вес пациента не снизится как минимум на 5 % от его первоначального веса, прием этого препарата следует прекратить, a врач должен принять решение о назначении других методов лечения. Препараты, одобренные для длительных курсов лечения, могут улучшать ситуацию по некоторым факторам риска заболеваний серда и сахарного диабета, но некоторые из них способствуют повышению пульса или артериального давления, и поэтому должны применяться с осторожностью у пациентов с сердечными заболеваниями в анамнезе. Ни один препарат, предназначенный для лечения ожирения, не обладает подтвержденным эффектом снижения риска развития заболеваний сердца или инсульта. Препараты для лечения ожирения не следует применять беременным женщинам и женщинам, планирующим беременность.

Управление ожиданиями

Начиная принимать препарат для снижения веса, важно иметь реалистичные ожидания. Количественно потеря веса всегда ниже, чем того ожидают многие люди, и составляет в среднем от 5 % до 10 % от изначального веса. При этом люди по-разному отвечают на прием препаратов: одни теряют мало веса, другие — намного больше. Подобно другим лекарственным средствам, применяемым для лечения хронических состояний, например повышенного артериального давления, препараты для борьбы с лишним весом перестают действовать после прекращения их приема, поэтому после отмены препарата, вероятно, будет происходить процесс постепенного восполнения веса. Проконсультируйтесь у врача, являются ли препараты для снижения веса приемлемым средством лечения для вас.

На второй страничке пациента по лекарственным средствам для снижения массы тела рассматриваются конкретные примеры подобных препаратов.

Ссылки

1. Yanovski SZ, Yanovski JA. Long-term drug treatment for obesity: a systematic and clinical review. JAMA. 2014;311(1):74-86.

2. Wadden TA, Butryn ML, Hong PS, Tsai AG. Behavioral treatment of obesity in patients encountered in primary care settings: a systematic review. JAMA. 2014;312(17):1779-1791.

3. Apovian CM, Aronne LJ, Bessesen DH, et al. Pharmacological management of obesity: an Endocrine Society clinical practice guideline. J Clin Endocrinol Metab. 2015;100(2):342-362.

FOR MORE INFORMATION

• Centers for Disease Control and Prevention

www.cdc.gov/healthyweight/losing_weight/index.html

• National Institute of Diabetes and Digestive and Kidney Diseases

www.niddk.nih.gov/health-information/health-communication-programs/win/Pages/default.aspx

Условия предоставления

© 2014 American Medical Association.
All rights reserved. This journal and the individual contributions contained in it are protected under copyright by AMA, and the following terms and conditions apply to their use.

JAMA® is a registered trademark of AMA, used under license.
The JAMA Network is a trademark of AMA, used under license.

Notice No responsibility is assumed by AMA for any injury and/or damage to persons or property as a matter of products liability, negligence or otherwise, or from any use or operation of any methods, products, instructions, or ideas contained in the material herein. Because of rapid advances in the medical sciences, in particular, independent verification of diagnoses and drug dosages should be made.

The translation has been undertaken by a third party translation provider at its sole responsibility. No responsibility is assumed by AMA in relation to the translation or for any injury and/or damage to persons or property as a matter of products liability, negligence or otherwise, or from any use or operation of any methods, products, instructions, or ideas contained in the material herein. Because of rapid advances in the medical sciences, in particular, independent verification of diagnoses and drug dosages should be made. Source material in English and as translated remains the intellectual property of the AMA.